Даурова-Сланова Зоя Николаевна

Даурова (Даураты) Зоя Николаевна родилась в 1935 г. в с. Кобань РСО-Алания.

Окончила кобанскую среднюю школу. 


В 1953 г. поступила в театральный институт им. Щукина в г.Москва. При этом же институте окончила курсы мультипликаторов. Считается первым мультипликатором в республике.

Долгое время работала методистом республиканского Дома народного творчества, также долгое время работала режиссером ГТРК Алания. Имеет звание Заслуженный деятель искусств РСО-Алания, является членом Союза театральных деятелей России, членом Союза писателей России. Пишет на осетинском языке рассказы, стихи, сказки для детей.

Автор более 15 сборников стихов и рассказов...

"Нæ хурты хуртæн", " Айзæлд", "Сæдæйы сæр", "Фæрдыг", " Хъобан"... Выступает как публицист на страницах республиканской печати.

Вместе с другими представителями осетинской интеллигенции она стала свидетелем того, как в домах современников книги оказались редкими гостями, а потомки почти забыли о живительной силе родного языка. Всему этому ценитель художественного слова противопоставила литературу и театр. Все довольно просто: автор продолжает писать и издавать хорошие книги, а как выпускница знаменитой «Щуки» и Института театрального искусства, где заканчивала высшие режиссерские курсы, пропагандирует традиции национального сценического мастерства. Так выплескивается боль души, а сердце наполняется радостью от осознания того, что каждый рассвет по-прежнему дарит возможность для служения высокому и прекрасному. Тем более – в Год литературы, ставший для Зои Николаевны еще и годом собственного славного юбилея.



Все начиналось с работы режиссером, затем – главным режиссером на республиканском телевидении. Зрителям запомнились передачи, на которые ведущая Зоя Даурова-Сланова в течение более чем двух десятков лет приглашала известных людей, у которых можно было поучиться многому. 

Около десяти лет назад она, неутомимый деятель, открыла школу осетинского языка «Хæзнадон» («Сокровищница»), уроки в которой сама и вела на общественных началах. От прадеда, известного сказителя Гаха Сланова передалось ей чувство сочного слова материнского, или, в данном случае, «праотеческого» языка, а умение ладить с людьми сразу же сформировало команду единомышленников. Открытием же стало то, что в школу потянулись люди разного возраста и национальностей. Случайно оказываясь на занятиях с друзьями, они просто влюблялись в учителя, и даже после выпуска продолжали навещать ее уютную гостиную.

Само же существование школы стало еще одним свидетельством того, что писателю с литературным псевдонимом Даура есть, что сказать и подарить своему народу. Перво-наперво по достоинству необходимо оценивать ее собственное стихотворное творчество, в котором преобладает чувственное начало любви ко всему прекрасному. Строфы поэта – не просто рифмованное повествование, а призыв к тому, чтобы оставаться человеком, невзирая на искушения времени. Ну, не смиряется автор с тем, что эпоха потребления делает из молодежи роботов, озабоченных исключительно зарабатыванием денег! Возвращаясь к тому же Даниилу Гранину, жестко констатируем вместе с ним: «Продукция ЕГЭ уходит в жизнь, кончает институты, дипломированные егэобразные создания, воспитанники системы «да-нет», не знающие сомнений, наполняют Россию. Для них она – местожительство, место работы. Любите ее? А за что? Ее поэзия, ее прошлое, ее поля, песни? Извините, мы этого не проходили. В программу не входит…» И, применительно к России, добавим: «Подвижники, среди коих и заслуженный деятель искусств Северной Осетии, член Союза писателей России Зоя Даурова-Сланова, не дадут новым поколениям оторваться от корней настолько, чтобы родные просторы превратились для них исключительно в место обитания». Во всяком случае, поэт настолько вдохновенно рассказывает о мастерах пера, начиная с Коста Хетагурова и заканчивая Таймуразом Хаджеты, что начинаешь верить: книги классиков будут вновь и вновь говорить с читателем… Также вдохновенно служит урожденная Сланова своей фамилии и родному Кобану. Выпущены книги, в которых повествуется о выходцах из села, в воспоминаниях воссозданы портреты именитых однофамильцев. Не восхваления ради, а для создания объективной картины и появления примеров для подражания у подрастающего поколения. Добрый след на земле оставлен, но о нем непременно надо напоминать на тех же творческих вечерах, что Зоя Николаевна с успехом и делает. А еще она остается продолжателем благих дел безвременно ушедшего спутника жизни. Харитон Дауров был первым в Осетии кандидатом искусствоведения, исследователем осетинской художественной сценической речи, наставником творческой молодежи. 

Более чем достойный вклад внесла писательница и в дело развития детской осетиноязычной литературы.

Следуя заветам классика, она пишет, как для взрослых, но – лучше. Даура настолько тонко чувствует психологию ребенка, что, как за руку, вводит его в мир познания. В итоге книги востребованы, особенно – занятия в детском саду и младших классах школы.

В прозаическом творчестве обращает на себя внимание разнообразие палитры автора, заключающееся в создании рассказов, этюдов, сказок, сказаний… З. Даурова-Сланова умеет призвать художественным словом к гуманизму, заметить в пейзаже то, что не видно другим, раскрыть незначительными, казалось бы, штрихами лучшие человеческие качества. 


В юбилейный для себя год писатель достойно предстала в жанре художественной публицистики, выпустив сразу две книги – «Хæхтæ. Азтæ. бонтæ» («Горы. Годы. Дни») и «Уды рыст» («Боль души»). Издания не являются мемуарами в полном смысле этого слова, но в то же время в них воссоздано столько образов современников, что исследователи могут дополнить портреты писателей или актеров важными для понимания их мировоззрения подробностями.

Даура еще не сказала заинтересованному собеседнику обо всем, о чем собиралась поведать. Перо по-прежнему отточено, оптимизма, несмотря ни на что, хоть отбавляй. Сил для совершения новых добрых дел – тоже…